Разъяснения по реализации налоговыми органами положений Федерального
закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ
Вопрос 1. Какие документы и в какой
налоговый орган необходимо представить в целях приведения устава общества
с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ?
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от
08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной
регистрации и, в рассматриваемом случае, приобретают силу для третьих лиц
с момента такой регистрации. Поэтому обществам необходимо после проведения
внутри организации мероприятий, связанных с внесением в устав
соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган по месту своего
нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.
Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в
данной ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»:
— заявление о государственной регистрации;
— решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
— изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные
изменения могут быть представлены в виде непосредственно изменений или
устава в новой редакции;
— документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Вопрос 2. Какую форму заявления о
государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава
общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным
законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ?
В рассматриваемой ситуации следует использовать форму № Р13001 «Заявление
о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица».
При этом необходимо отметить следующее. Форма № Р13001, утвержденная
постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, не содержит строки,
позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав
общества в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ). Однако указанное условие,
учитывая положения пункта 5 статьи 5 указанного Закона, является
основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный
реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией
изменений устава сведений о размерах долей участников общества.
Представляя в регистрирующий орган заявление по утвержденной
форме №
Р13001, к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических разъяснений
по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной
регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от
01.11.2004 № САЭ-3-09/16@) необходимо приложить отдельный лист,
подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в
устав в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого
в регистрирующий орган заявления и должен быть «прошит» с заявлением.
Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на
обороте последнего листа на месте прошивки (пункт 4 Требований к
оформлению документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002
№ 439).
При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа
с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет
проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести
в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав
на соответствие Закону № 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу
положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Заявитель может использовать также рекомендуемую форму № Р13001,
размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и
учет налогоплательщиков», которая содержит специальную строку о приведении
устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ.
Вопрос 3. Каковы последствия не
приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие
с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ до 1 января 2010 года?
Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ)
установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с
действующей с 1 июля 2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998
№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — не позднее 1
января 2010 года. Однако из Закона № 312-ФЗ не следует, что после
указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе
продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав.
Учитывая вышесказанное, не приведение уставов обществ с ограниченной
ответственностью в соответствие с Законом № 312-ФЗ не повлечет за собой их
автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут
осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в
соответствие с Законом № 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.
При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ
(как до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать в части, не
противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.
Кроме того, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями
законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц будут
отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку
регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава
общества.
Вопрос 4. В соответствии с пунктом 2 статьи Федерального
закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ с
ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат
приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли
учредительный договор общества после приведения в соответствии с законом
представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?
При приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 № 312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ) новую редакцию учредительного
договора в регистрирующий орган представлять не нужно. В соответствии с
Законом № 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные
документы юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной
ответственностью с 1 июля 2009 года утратили силу учредительных документов
(п. 4 ст. 5 Закона № 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после
указанной даты осуществляться не будет.
Вопрос 5. Возможно ли отчуждение доли
или части доли в уставном капитале общества с ограниченной
ответственностью до приведения его устава в соответствие с требованиями
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ?
Ни Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью», ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» не содержат ограничений, связанных с возможностью
отчуждения доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной
ответственностью до приведения его устава в соответствие с нормами
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ. Поэтому заявление о
государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником
(участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть
представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных
с приведением устава данного общества в соответствие с нормами
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ.
Вопрос 6. Можно ли зарегистрировать
новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести
изменения в сведения о руководителе общества до приведения его устава в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ.
Не приведение устава общества в соответствие с нормами Федерального закона
от 30.12.2008 № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в
государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и
сведений о месте нахождения организации или ее руководителе.
Вопрос 7. Должны ли общества с
ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 года и
находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие
провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в
соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ до
подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в
государственный реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации
общества, а также перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?
В рассматриваемых случаях приведение уставов общества в соответствие с
Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее – Закон № 312-ФЗ)
представляется не целесообразным.
С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц не
приведение устава общества в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ
не может являться основанием для отказа в государственной регистрации
юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате
реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое относится
и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или
ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Вопрос 8. В связи с вступлением в силу
Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ должен ли быть увеличен
уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если
его размер составляет менее 10 000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» в редакции, действовавшей до 1
июля 2009 года, размер уставного капитала общества с ограниченной
ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины
минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на
дату представления документов для государственной регистрации общества.
Таким образом, требование к размеру уставного капитала общества
предъявлялось законодательством об обществах с ограниченной
ответственностью только на момент его государственной регистрации, что
позволяло обществам, созданным до 1 марта 1998 года, до настоящего времени
не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера – 10 000 руб.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008
№ 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер
уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб.
Таким образом, с 1 июля 2009 года размер уставного капитала общества
должен быть не менее 10 000 руб. не только на момент его государственной
регистрации, но и в любой другой момент.
Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера
уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10 000
руб.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 №
14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в
его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с
Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, должен содержать
соответствующие требованиям законодательства сведения об уставном
капитале.
Вопрос 9. Общество увеличило уставный
капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале
общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его устава в
соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ?
Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения
изменений в его устав, поскольку на основании положений пункта 2 статьи 12
Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» сведения о размере уставного капитала общества должны
содержаться в его уставе.
В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по
форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с
приведением устава в соответствие с Федерального закона от 30.12.2008 №
312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления,
связанный с увеличением уставного капитала.
Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в
предусмотренных законом случаях — размера) долей участников общества
(статья 18 и 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Указанные
сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в
ЕГРЮЛ.
Вопрос 10. Общество изменило место
нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте нахождения
общества, содержащиеся в Единый государственный реестр юридических лиц,
одновременно с приведением устава общества в соответствие с Федеральным
законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения
согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ
должны отражаться в его уставе?
Да, это возможно. Для этого в заявлении о государственной регистрации по
форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с
приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 №
312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления,
связанный с изменением места нахождения.
Вопрос 11. На основании пункта 2
статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в редакции,
действовавшей до 1 июля 2009 года) сведения о размере и номинальной
стоимости доли каждого участника общества должны были быть отражены в его
уставе. После 1 июля 2009 года указанное требование исключено из
приведенной нормы Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Вместе с тем,
рассматриваемая норма в действующей редакции предусматривает, что устав
общества может также содержать иные положения, не противоречащие
указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о размерах
долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?
Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля
2009 года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников
не будет противоречить положениям законодательства об обществах с
ограниченной ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о
целесообразности включения в устав общества сведений об участниках,
учитывая новые положения Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в
частности об обязанности общества вести список его участников,
о
приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не будет установлено
иное.
Вопрос 12. Внесенные в
Единый
государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной
стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор,
пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными
документами или заявлениями, подписанными всеми, указанными в ЕГРЮЛ
участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда. О
каких заявлениях участников общества идет речь?
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №
129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ),
заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган
по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным
органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного
лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в
нотариальном порядке.
До утверждения форм заявлений о государственной регистрации в
установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации
рекомендуется использовать форму № Р14001 «Заявление о внесении изменений
в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном
реестре юридических лиц», размещенную на сайте ФНС России в рубрике
«Государственная регистрация и учет налогоплательщиков» по адресу
www.nalog.ru.
В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется
подпись заявителя и предусмотрено место для свидетельствования подписи в
нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет
заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному
заявлению. |